По мнению Минстроя, при наличии прямых договоров между ресурсоснабжающей организацией, региональным оператором по обращению с ТКО и собственниками квартир такая организация или оператор могут отказать в заключении договора ресурсоснабжения, договора по обращению с ТКО вновь выбранной управляющей организации, созданному ТСЖ или кооперативу (Письмо от 24.05.2021 N 20889-ОЛ/16). Суды высказывают альтернативное мнение. 

Позиция Минстроя РФ

Департамент развития ЖКХ высказал свою позицию по вопросам заключения и расторжения прямых договоров между ресурсоснабжающими организациями и собственниками.
Он напомнил случаи заключения прямых договоров.
Полный перечень таких случаев предусмотрен законодательством: три из них установлены частью 1 статьи 157.2 Жилищного кодекса РФ, один установлен частью 9 статьи 157.2 Жилищного кодекса РФ и один частью 3 статьи 3 Федерального закона от 3 апреля 2018 г. N 59-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс РФ»).

Как следует из части 8 статьи 157.2 Жилищного кодекса РФ, ресурсоснабжающая организация, региональный оператор по обращению с ТКО вправе отказаться от заключения договора ресурсоснабжения, договора на оказание услуг по обращению с ТКО с управляющей организацией, ТСЖ, кооперативом, в случае заключения договоров, предусмотренных частью 1 этой статьи:
✔ при принятии общим собранием собственников такого решения;
✔ при одностороннем отказе ресурсоснабжающей организации, регионального оператора по обращению с ТКО от исполнения договора ресурсоснабжения, договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами из-за задолженности управляющей организации, ТСЖ, кооператива;
✔ при принятии собственниками решения о сохранении порядка предоставления коммунальных услуг и расчетов за коммунальные услуги при изменении способа управления многоквартирным домом или о выборе управляющей организации.
При наличии прямых договоров, заключенных до дня вступления в силу Федерального закона от 3 апреля 2018 г. № 59-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс РФ», ресурсоснабжающая организация, региональный оператор по обращению с ТКО также вправе отказаться от заключения договора ресурсоснабжения, договора (часть 3 статьи 3 Федерального закона от 3 апреля 2018 г. № 59-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс РФ»).

Департамент указывает, что Жилищный кодекс РФ не содержит положений, которые устанавливали бы порядок расторжения ранее заключенных прямых договоров, в том числе на основании решений общего собрания собственников. В частности, к компетенции общего собрания не относится принятие решения о расторжении прямых договоров (ст. 44 Жилищного кодекса РФ).

По мнению Минстроя РФ, если прямые договоры возникли на основании отказа ресурсоснабжающей организации от исполнения договора ресурсоснабжения с исполнителем коммунальных услуг, то смена управляющей организации в доме не влечет обязанность ресурсоснабжающей организации заключить договор ресурсоснабжения с новым исполнителем. В этом случае ресурсоснабжающая организация обязана заключить договор с лицом, управляющим имуществом в многоквартирном доме, только в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.

Департамент приходит к выводу, что расторжение договора с одной управляющей организацией и переход собственников на прямые договоры с ресурсоснабжающей организацией препятствует возможности последующего заключения договоров на предоставление коммунальных услуг между собственниками и новым лицом, управляющим имуществом в многоквартирном доме.
«Иное нарушает баланс прав и интересов потребителей коммунального ресурса, добросовестно исполняющих свою обязанность по внесению платы, и ресурсоснабжающей организации, добросовестно исполняющей свои обязанности по поставке коммунального ресурса, заключившей с потребителями прямые договоры и имеющей право на оплату поставленного ресурса».

Минстрой РФ указывает, что при наличии прямых договоров, заключенных по основаниям, предусмотренным статьей 157.2 Жилищного кодекса РФ, а также при наличии прямых договоров, заключенных до вступления в силу Федерального закона от 3 апреля 2018 г. № 59-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс РФ» (независимо от оснований их заключения), ресурсоснабжающая организация, региональный оператор по обращению с ТКО могут отказать в заключении договора ресурсоснабжения, договора по обращению с ТКО вновь выбранной управляющей организацией, созданному ТСЖ или кооперативу.

Судебная практика

Суды отвечают на этот вопрос не так однозначно.
Например, по делам №А60 – 22057/2020А60 – 22066/2020А60 – 26614/2020А60 – 18982/2020 управляющая организация из Екатеринбурга ООО УК «Лазурит» добилась того, чтобы суд обязал ресурсоснабжающую организацию АО «ЕКАТЕРИНБУРГЭНЕРГОСБЫТ» заключить договоры ресурсоснабжения не только в части ресурсов для содержания общедомового имущества, а в целом. 

Спорная ситуация возникла из-за того, что в домах сменилась управляющая организация. При этом при выборе новой компании собственники также приняли решение о расторжении прямых договоров с ресурсоснабжающими организациями. В суде ресурсоснабжающая организация приводила доводы, очень похожие на позицию Минстроя РФ. Пока управляющая организация выиграла апелляционные инстанции, но АО «ЕКАТЕРИНБУРГЭНЕРГОСБЫТ» подало кассационные жалобы. Ближайшее рассмотрение уже завтра, 2 июня.

Автор: Антонина Юдина
Источник:  https://gkhnews.ru/11426-mogut-li-resursosnabzhayushhie-organizaczii-otkazat-uk-tszh-v-zaklyuchenii-dogovorov/